новость от 24.07.2024
Дворцы на Дворцовой набережной — 10 знаменитейших мест Петербурга за 33 минуты
Объект культурного наследия народов РФ федерального значения —Дворцовая набережная расположена в самом сердце Санкт-Петербурга и проходит вдоль главной водной артерии города — реки Невы.
Дворцовая набережная пролегает по левому берегу Невы — от Адмиралтейской набережной — до набережной Кутузова. Именно в этом промежутке расположились самые замечательные дворцы великого Санкт-Петербурга.
Во дворцах на Дворцовой селились и творили крупные личности русской истории Российской империи XVIII — XIX вв.: представители правящей династии Романовых, известные графы и великие полководцы, знаменитые архитекторы и благородные князья.
Еще с Дворцовой набережной можно отправиться на скоростном и комфортабельном «Метеоре» до ГМЗ «Петергоф», но перед этим рекомендуем прогуляться по Дворцовой набережной и увидеть знаменитые на весь мир дворцы.
Мы сделали подборку самых популярных и знаменитых дворцов на Дворцовой набережной Санкт-Петербурга.
Зимний дворец
Адрес: Дворцовая площадь, 2 / Дворцовая набережная, 38
Зимний дворец — Дворец Искусств, в прошлом был главным императорским дворцом России. Здание дворца, которое мы видим сегодня, пятое по счёту, было построено в 1754-1762 годах русским архитектором итальянского происхождения — Бартоломео Франческо Растрелли. Великий зодчий возвёл его в стиле пышного елизаветинского барокко, в его интерьерах прослеживаются элементы французского рококо.
Зимний дворец и Дворцовая площадь образуют красивейший архитектурный ансамбль и являются одним из главных туристических объектов современного Санкт-Петербурга.
С 1762 по 1904 гг дворец служил в качестве официальной зимней резиденции российских императоров. С октября 1915 года до ноября 1917 года во дворце был размещён госпиталь имени царевича Алексея Николаевича. С июля по ноябрь 1917 года во дворце находилось Временное правительство. В январе 1920 года во дворце был открыт Государственный музей революции, разделявший здание с Государственным Эрмитажем вплоть до 1941 года. Начиная с советского времени в стенах дворца размещена основная экспозиция Государственного Эрмитажа.
Малый Эрмитаж
Адрес: Дворцовая набережная, 36
Выходящие на Дворцовую набережную и Миллионную улицу корпуса Малого Эрмитажа являются связующим звеном между Зимним дворцом, Большим и Новым Эрмитажем. Павильоны соединены висячим садом и двумя параллельными галереями. Из интерьеров Малого Эрмитажа наиболее известен — Белый мраморный зал.
Малый Эрмитаж был построен специально для размещения художественных коллекций. Здание возвели в 1764—1775 годах архитекторы Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот и Юрий Матвеевич Фельтен. Своё название Малый Эрмитаж получил благодаря Екатерине II, которая любила устраивать, так называемые, малые эрмитажи — спектакли и увеселительные вечера.
Новый Эрмитаж
Адрес: ул. Миллионная, 35
Буквально в 2-х минутах ходьбы, сразу за зданием Малого Эрмитажа находится Новый Эрмитаж, известный своим портиком с десятью атлантами. Для проектирования и строительства музея был приглашен европейский архитектор Лео фон Кленце. Зодчий был страстным приверженцем античного стиля в искусстве, что и проявилось в архитектуре и декоре здания. Оно выполнено в пропорциях и канонах древнегреческой архитектуры.
Знаменитые атланты при входе в Новый Эрмитаж были выполнены скульптором Александром Теребенёвым и стали одним из самых известных символов Санкт-Петербурга. Торжественное открытие музея состоялось в 1852 году.
В первые годы своего существования Новый Эрмитаж был доступен только для избранных. Дозволенное время для посещений экспозиции составляло лишь пару часов в день: удостоенные такого права могли находиться в здании Нового Эрмитажа лишь в самой торжественной форме одежды. Во время царствования Александра II доступ к собранию музея стал возможен для всех желающих.
Музей создавали специально для публичных посещений. Первоначально в нем располагались залы русской и западноевропейской скульптуры, теперь здесь открыт Рыцарский зал с богатой коллекцией доспехов и оружия. Также любопытным экспонатом является Большая Колыванская ваза из зеленой яшмы весом 19 тонн.
В настоящее время в помещениях эрмитажного комплекса можно увидеть коллекцию античного искусства, а также познакомиться с живописью, скульптурой и прикладным искусством европейских стран.
Большой Эрмитаж
Адрес: Дворцовая набережная, 34
От Нового до Большого Эрмитажа 4 минуты ходьбы. Большой (Старый) Эрмитаж является продолжением дворцов и также предназначался для размещения дворцовых художественных коллекций. Здание в стиле классицизма построили по проекту архитектора Юрия Матвеевича Фельтена в 1771—1787 гг.
В 1792 году Джакомо Кваренги пристроил к Большому Эрмитажу корпус, в котором разместились лоджии с копиями фресок Рафаэля.
Большой Эрмитаж поражает роскошью своих интерьеров: комнаты расписаны позолотой, украшены цветными камнями и искусной лепниной. Сегодня тут размещены административные помещения и экспонируются произведения итальянской живописи XIII—XVIII вв.
Что впечатляет внутри так это шикарные лестницы — Театральная и Советская. Первая соединяет между собой этажи Большого Эрмитажа и позволяет пройти в Эрмитажный театр и Лоджии Рафаэля. Советская лестница появилась из-за необходимости собственного входа в помещение. Архитектор Андрей Штакеншнейдер отделал лестницу мрамором, а вестибюль украсил красными порфировыми колоннами.
Эрмитажный театр
Адрес: Дворцовая набережная, 34
История старейшего театра Санкт-Петербурга берёт своё начало еще со времен царствования Елизаветы Петровны. В 1754 году в западном крыле Зимнего Дворца началось строительство Оперного дома по проекту архитектора Франческо Растрелли. Первая премьера здесь состоялась спустя десять лет, уже при Екатерине II.
Разработка проекта нового театра началась в 1783 году. Екатерина распорядилась, чтобы здание возвели на месте бывшей личной резиденции Петра I, с использованием имеющегося фундамента.
Строительными работами и внутренней отделкой театра руководил последователь античного стиля в архитектуре Джакомо Кваренги. Этим объясняются множественные древнегреческие мотивы в интерьере театрального зала.
Постройка и отделка Эрмитажного театра были полностью завершены в 1802 году. Эрмитажный театр предназначался для императорской семьи и высшей знати. Помимо опер и спектаклей здесь устраивались балы, маскарады. Камерный зал театра обустроен амфитеатром и рассчитан на 250 зрителей. Внутреннее пространство театра украшают мраморные колонны, статуи Аполлона и скульптуры Муз искусства, а также портреты великих музыкантов и поэтов.
С 1990 года на сцене Эрмитажного театра выступают труппы «Русского балета», Санкт-Петербургского театра балета им. Чайковского, камерного Театра «Санктъ-Петербургъ Опера» и Театра балета Л. Якобсона.
Дворец великого князя Владимира Александровича
Адрес: Дворцовая наб., 26
Здание дворца составляют 3 корпуса. Главный четырехэтажный выходит на Неву, служебный флигель или «гофмейстерский» — на Миллионную, и в середине большого двора находится конюшенный корпус. Флигели расположены по всему периметру двора.
Раньше на этом месте стоял особняк Ивана Мусина-Пушкина, потом — Дмитрия Волконского, чуть позже тут размещалось французское посольство. В 1872 архитектор Александр Резанов воздвиг дворец для третьего сына Александра II — Владимира. В возведении дворца участвовали также ученики Резанова — В. Шретер и И. Китнер.
Дворец называли Малым императорским дворцом. Великий князь был президентом Академии Художеств и коллекционировал живопись.
Главный фасад дворца, выходящий на Неву, выполнен в стиле флорентийского ренессанса и лишен украшений. Рустованные стены прорезают арочные окна. Выдвинутый портик облицован бременским песчаником.По углам балкона расположены бронзовые грифоны. Парадные помещения дворца оформлены в различных стилях.
Работа по внутренней отделке велась в 1870-1872 гг. Особого внимания заслуживает парадная лестница, нижняя часть стен которой отделана цветным искусственным мрамором, а верхняя — украшена лепкой и скульптурой по золотому фону. Живописный плафон лестницы — «Гений искусств на берегах Невы» выполнен художником Василием Петровичем Верещагиным.
Интерьеры дворца хорошо сохранились. Залы выполнены в разных стилях: Парадная приемная предстает в стиле ренессанс, Гостиная — стиль Людовика XIV, Танцевальный зал — рококо, Будуар бельэтажа — мавританский стиль, Малая столовая — готический, Банкетный зал выполнен в русском стиле и украшен картинами Верещагина.
Стены домовой церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, которая была построена во дворце в верхнем этаже, были расписаны Верещагиным сценами из жизни Святого князя Владимира.
С 1920 года во дворце размещается Петербургский Дом ученых. Здесь проходили заседания, круглые столы, открытые лекции, диспуты.
В наши дни в помещениях Дворца работают научные секции, проходят выставки и презентации, в нём и в округе нередко снимают исторические и другие фильмы.
Ново-Михайловский дворец
Адрес: Дворцовая набережная, 18
Ново-Михайловский дворец выполнен в стиле барокко.
На участке, где сейчас находится Ново-Михайловский дворец, в петровское время первым домом был дом майора Преображенского полка В. Д. Корчмина.
В 1740-е годах на этом участке находились 3 дома — генерала М. Я. Волкова, голландского посла и князя А. М. Черкасского.
В 1746 году для князя А. М. Черкасского был возведён трехэтажный особняк в стиле итальянского ренессанса с элементами барокко по проекту зодчего П. М. Еропкина.
В 1807-1809 годах дом был перестроен для Департамента уделов зодчим А. Н. Воронихиным с сохранением структуры фасада.
Лишь в 1857-1861 годах здесь возвели дворец для младшего сына Николая I — великого князя Михаила Николаевича.
Новый дворец включил фундаменты и часть стен бывшего особняка князя А. М. Черкасского, и остатки разобранных домов княгини Голицыной и дома Землемерного училища. Для дворцовых служб: каретной, конюшни, кузниц был куплен участок графини Зубовой по Миллионной улице и набережной реки Мойки.
Дворец назвали Ново-Михайловским. Архитектором нового дворца стал Андрей Иванович Штакеншнейдер. В отделке фасадов и интерьеров архитектор использовал мотивы барокко и рококо, переплетённые с элементами ренессанса и «стиля Людовика XIV».
Фасад трехэтажного дворца со стороны Невы представлен центральным и двумя боковыми ризалитами. В верхней части центрального ризалита можно увидеть скульптуры кариатид, выполненные из терракоты. Между кариатидами расположены гербы. Фасад пышно декорирован, есть колонны, пилястры, статуи в треугольном фронтоне.
Новое здание впервые для Санкт-Петербурга было оснащено водопроводом и специальной системой отопления.
На верхнем этаже в центре главного фасада находилась Церковь во имя Архангела Михаила. Снаружи она была отмечена золоченой главкой.
После Октябрьской революции дворец был национализирован, церковь закрыли. Росписи и иконы не сохранились.
На сегодняшний день во дворце располагается Институт истории материальной культуры и большая библиотека, в которой хранится много восточных рукописей.
Мраморный дворец
Адрес: ул. Миллионная, 5/1
Филиал Государственного Русского музея — Мраморный дворец известен во всём мире. Он стал первым дворцом в Санкт-Петербурге, облицовка которого была выполнена из натурального камня.
К строительству дворца приступили в 1768 году по велению Екатерины II, которая хотела преподнести его в дар своему фавориту Григорию Григорьевичу Орлову. Дворец был возведён по проекту архитектора Антонио Ринальди в 1768—1785 гг.
В 1783 г. Григорий Орлов умер, так и не дождавшись своего подарка. В том же году Екатерина II выкупила здание у наследников графа и передала недвижимый актив в казну. В 1796 году пожаловала дворец своему внуку великому князю Константину Павловичу в качестве свадебного подарка.
В 1797—1798 годах во дворце жил последний король Польши — Станислав Понятовский, тоже бывший фаворит Екатерины Великой.
В XIX—XX веках дворец был родовым домом великих князей династии Романовых. В 1831 году, император Николай I передал Мраморный дворец во владение своему второму сыну, адмиралу и одному из организаторов крестьянской реформы — Константину Николаевичу.
В 1840-х годах дворец реставрировали и отделывали по проекту архитектора Александра Брюллова.
В 1888 году владельцем дворца стал сын Константина Николаевича, президент Академии наук и поэт — Великий князь Константин Константинович (К. Р.). После него хозяином Мраморного дворца был сын Константина Константиновича — князь императорской крови Иоанн Константинович.
В 1919—1936 годах во дворце была расположена Российская Академия истории материальной культуры, а после её ликвидации находился филиал Центрального музея Ленина.
В 1992 году Мраморный дворец передали Русскому музею. В залах Мраморного дворца разместилась постоянная экспозиция «Иностранные художники в России XVIII — первой половины XIX века». В его стенах регулярно проходят временные выставки современных зарубежных и российских мастеров. В настоящее время дворец также используется для проведения различных конгрессов.
Дом Бецкого — Дворец принца Ольденбургского
Адрес: Дворцовая набережная, 2
С 1784 по 1787 годы на месте Оперного дома по приказу Екатерины II построили дом для Ивана Ивановича Бецкого. В доме находилось значительное собрание произведений искусства.
В 1791—1796 годах в доме проживал известный писатель и баснописец Иван Крылов. Здесь он открыл свою типографию, где печатались журналы «Зритель» и «Санкт-Петербургский Меркурий».
В 1830 году особняк выкупили в казну и отдали принцу Петру Ольденбургскому. В 1837 году он женился на принцессе Терезе Нассауской, в связи с чем в 1839—41 годах дворец надстроили и заново отделали по проекту Василия Петровича Стасова.
В сентябре 1917 года Александр Петрович Ольденбургский продал дом Временному правительству, которое передало его Министерству просвещения.
После Октябрьской революции во дворце устроили коммунальные квартиры. В 1921 году в доме Ольденбургских был открыт Центральный педагогический музей, работал кружок им. М. Е. Салтыкова-Щедрина.
С 1962 года дом Бецкого принадлежит Ленинградскому библиотечному институту.
В настоящее время в нём располагается — Санкт-Петербургский государственный институт культуры.
Летний дворец Петра I
Адрес: Летний сад, Литера А
Летний дворец Петра I строили одновременно с городом. Этот дворец является одним из первых каменных строений города на Неве.
Уникальными являются те факты, что его название и интерьеры дошли до наших дней в первозданном виде. Дворец служил императору Петру I в качестве летней резиденции.
Летний дворец был построен в стиле Петровское барокко по проекту Доменико Трезини в 1710—1714 гг. Двухэтажный дворец был достаточно скромным, состоял из 14 комнат и двух кухонь.
Резиденция предназначалась для использования только в тёплое время года — с мая по октябрь, поэтому стены здания достаточно тонкие, а в окнах — одинарные рамы. Отделка помещений была создана художниками А. Захаровым, И. Заварзиным и Ф. Матвеевым.
Фасад дворца был декорирован 29-ю барельефами, на которых в аллегорической форме изображены события Северной войны. Барельефы выполнены немецким архитектором и скульптором Андреасом Шлютером.
В начале XIX века Летний дворец служил дачей для высших государственных чиновников.
Музеем дворец стал в 1903 г. Именно в этом году была организована выставочная экспозиция посвященная 200-летнему юбилею Санкт-Петербурга и Петру І. После 1917 года и по сей день дворец является историческим и архитектурным памятником, посвященным Петру І.
До нашего времени Летний дворец Петра І сохранился практически без изменений. Если сравнить сегодняшнюю планировку дворца и окрестностей с историческими планами первой половины XVIII века, то никаких отличий найти невозможно. В наши дни Летний дворец Петра Великого служит в качестве одного из филиалов Русского музея.